Администрация МР Цумадинский район - Профилактика экстремистских проявлений в школе

368900, с. Агвали
Республика Дагестан, Цумадинский район

+7 (8722) 55-11-70
tsumadarayon@e-dag.ru

инфо

Профилактика экстремистских проявлений в школе

В настоящее время в мире все чаще говорят о проблеме экстремизма. И для этого есть все основания. Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Базовой основой экстремизма является агрессивность, наполненная каким-либо идейным содержанием (смыслом).

Одной из форм проявления экстремизма является распространение фашистской и неонацистской символики:

- специфическая символика (свастика, символы фашистской Германии, изображение фашистского приветствия (приветствие римских легионеров) и т.п.;

— специфические наименования, термины, обозначения и словосочетания («фашист», «нацист», «скинхед» и т.п.);

— специфические унизительные или ругательные наименования и определения представителей какой-либо национальности («чернокожий», «азер» и т.п.);

— специфический сленг или лексикон, распространенный в среде экстремистских формирований («русофоб», «ZOG» и т.п.);

— специфические имена и клички известных и авторитетных лиц в конкретных радикальных движениях («Лимонов», «Тесак» и т.п.);

— использование специфических кличек при написании интернет-материалов («Фюрер», «White warrior», «Геринг» и т.п.);

— именные наименования существующих экстремистских группировок («Сварожичи», «Русский кулак» и т.п.).

Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и окончательно не решены.

Профилактика экстремизма среди подростков, которые в силу возрастной психологии наиболее подвержены манипулированию и влиянию радикальных идей и настроений, имеет свои особенности.

Энергия и стремления молодых людей с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции часто становятся предметом политических спекуляций, и поэтому именно данная возрастная группа наиболее привлекательна для вербовки во всевозможные организации экстремистского толка.

Истоки перекосов в ценностных ориентирах взрослеющего поколения следует искать по месту формирования мировоззрения. И в первую очередь это - семья и школа, а также внешняя без участия близких лиц и педагогов среда общения несовершеннолетнего. Именно в ней наиболее высока вероятность распространения идей экстремизма, не исключая попытки вовлечения в деятельность подростковых и молодежных банд, преступных сообществ, экстремистских группировок, вербовки в ряды бандформирований.

Поэтому одним из важнейших направлений профилактической работы является профилактика экстремизма в молодёжной среде. Это обусловлено также и тем, что, по данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.

В националистические группировки вовлекаются подростки всё более раннего возраста. В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.

Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так далее.

В соответствии с законодательством на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).

Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении.

«Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде.

При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.

В некоторых регионах развиваются отношения между членами различных группировок и, как следствие, отмечается тенденция консолидации разрозненных экстремистских молодежных группировок для проведения различных мероприятий. Для оповещения друг друга о планируемых акциях экстремисты активно используют «Интернет» (тематические сайты, форумы, социальные сети, мессенджеры).

При проведении акций члены экстремистских группировок используют отработанные методы и приемы. Например, с целью провокаций проникают в колонны митингующих и демонстрантов, проводящих санкционированное мероприятие и превращают мирные шествия в массовые беспорядки.

Со стороны членов экстремистских группировок наблюдаются дерзкие, демонстративные административные правонарушения. При этом они сознательно провоцируют силовое противостояние с сотрудниками органов внутренних дел. Главной задачей подобных действий является с одной стороны — привлечение к себе внимания с целью вовлечения в свои ряды новых членов, с другой — достижение предъявленных требований. Подобные действия дестабилизируют обстановку не только в отдельно взятом регионе, но и в целом по стране.

Как показывают исследования, рост экстремизма во всех его проявлениях тесно связан с повышением уровня преступности в обществе. Члены молодежных экстремистских организаций, прикрываясь идеологическими лозунгами, нередко занимаются криминальной деятельностью (убийства, разбойные нападения, грабежи, причинение телесных повреждений, хулиганство, вандализм и др.).

Отдельной проблемой являются спортивные фанаты, которые всегда готовы к массовым хулиганским действиям и сегодня активно пополняют ряды экстремистских организаций.

Члены ряда спортивных секций и «фанаты» все чаще становятся участниками экстремистских акций, служат ресурсной базой радикальных структур и организованных преступных формирований.

В отличие от обычных групп подростков, совершающих правонарушения с целью «провести время», неформальные молодежные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, основываясь на определенной идеологии. Например, ряд экстремистских формирований осуществляют свою деятельность под «флагом борьбы за чистое государство». Данная идея присуща как «скинхедам», провозглашающим лозунг «Россия — для русских!», так и приверженцам радикального ислама, призывающим к «борьбе с неверными во имя построения всемирного исламского государства Халифат». Поведение, мотивированное подобными лозунгами, сопровождается агрессией и нацелено против лиц иной национальности или религии.

Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. Безусловно, сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество.

У нас в образовательном учреждение также ведется системная работа по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних

разработан план мероприятий на 2018 - 2019 учебный год, по профилактике экстремизма. План рассчитан на учащихся 2-9 классов, строиться с учетом предварительной подготовительной работы по гражданско-патриотическому воспитанию и воспитанию толерантности в 2-9 классах, является частью годового плана воспитательной работы в школе. В соответствии с планом работа ведется в трех направлениях:

1. Работа с учащимися: сюда относятся

- мониторинг занятости обучающихся во внеурочное время;

- торжественные линейки, посвященные значимым датам;

- проведение уроков мужества;

- индивидуальная работа с детьми и семьями «группы риска»;

- проведение месячника по гражданско-правовому воспитанию;

- встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов, др.;

- участие в благотворительной акции «Ветеран живет рядом»;

- участие в месячнике оборонно-массовой спортивной и патриотической работы;

- школьный смотр строя и песни; конкурс чтецов, рисунков, сочинений, фотографий, поделок;

- экскурсии и беседы в школьном музее и библиотеке;

- встречи с инспектором ПДН по профилактике агрессивного, антиобщественного поведения.

2. Работа с родителями:

- родительские собрания на тему «Предупреждение правонарушений и ответственность за их совершение»;

- лекции для родителей «Жестокое обращение с детьми – основа формирования агрессивной личности»;

3.Работа с педагогическим коллективом

- методическая работа с педагогами школы по проведению воспитательных мероприятий;

- семинар для педагогов школы «Толерантное воспитание в современном обществе. Конфликтология»;

- заседание МО школы по теме «Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения»;

Необходима работа по расширению кругозора, информированности подростков о межгрупповом (межкультурном) и межличностном взаимодействии, созданию благоприятной культурно-информационной среды, наполненной живыми положительными образами историко-культурного наследия, через приобщение к выдающимся национальным произведениям искусства, литературы, памятникам культуры, духовно-нравственным ценностям, практике народного художественного творчества, знаний об особенностях психологии конфликта и некоторых аспектах психологии личности. В психологической части работы необходимо формирование мотивации и способов межкультурной коммуникации, системы общечеловеческих ценностей, которые делают возможным взаимопонимание между разными людьми.

Никто из нас не застрахован от его проявлений. Мы просим вас быть внимательными к своим детям, беседовать с ними о дружбе между национальностями, о толерантном отношении друг к другу. Предостерегите их от негативного влияния экстремистских идей.

Подготовил:

Гл. специалист АТК в районе

Махаев Ш.М09112022e