Магомед Абдурахманов из Тинди, строитель дорог и канатных мостов. Он построил за свою долгую жизнь 5 мостов через Андийское Койсу, 12 мостов через речку Кила, 10 км автомобильных и 36 км пешеходных дорог. Дагестан всегда славился не только многообразием художественных и культурных традиций, но и неординарными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Вписал свое доброе имя в историю Дагестана и этот простой житель высокогорного с.Тинди.
Больших торжеств в честь дня рождения этой удивительной личности в истории Цумадинского района, да и Дагестана, ни в родном селе, ни в районе не проводят. Однако память о нем, о его делах жива и будет жить в народе вечно. За свои добрые и бескорыстные дела на благо родного района Абдурахманов еще при жизни получил звание Заслуженного строителя ДАССР, стал кавалером Ордена Ленина. Он завершал свой жизненный путь, став всеми уважаемым мудрецом и праведником. Магомед умер в 1980 году в возрасте 91 года.
В родном ауле помнят его как скромного, гостеприимного человека, почти идеала тихого праведника. А сегодня он чаще напоминает о себе плодами своей деятельности - до сих пор функционирующими дорогами и висячими мостами через бурную реку Андийское Койсу, ее притоки.
По дороге в Тинди на вертикальной стене скалы до сих пор остался акведук, который он построил для орошения своего террасного абрикосового сада. Строение Паранг Магомеда, так его прозвали в народе, не перестает удивлять в наш век систем капельного орошения.
Свое прозвище «Паранг» Магомед получил в честь французских строителей, которые занимались строительством дорог и мостов в горных районах. «В аварском языке букву «Ф» заменяют на «П» при произношении, вот и получается «Паранг». Так и прицепилось к Магомеду это необычное прозвище», - рассказывает корреспонденту РИА «Дагестан» руководитель независимого информационного портала Цумада.ру Гусен Халиллулаев. Он собрал и разместил на сайте автобиографические данные, воспоминания, публикации о Магомеде Абдурахманове и уникальные фотографии.
«Что бы принять эту версию, нужно все-таки разобраться, что строили французы в Дагестане? Почему так известны французские строители среди населения Андийского округа? На эти свои вопросы Халиллулаев нашел ответы в статье Ахмеда Рамазанова « Каменный мешок? Нет, самобытный край». Вот цитата из статьи: «…французские предприниматели, добывавшие серную руду из Кхиутского месторождения в Андийском округе в 1862-1888 годах. В серодобыче французская компания использовала новые технологии, в том числе калькоронный способ….
Таким образом, дагестано-французские взаимоотношения говорят о том, что Дагестан не являлся изолированным «каменным мешком». Он находился в эпицентре исторических событий, которые влияли на ситуацию во всем мире. Более того, французы стали проживать в Дагестане. По официальным данным, за 1914 г. в Хасавюртовском округе обосновалось 28 французов».
Позже эти месторождения серы были исследованы академиком Г.В. Абих. Более 20 лет своей жизни он посвятил изучению полезных ископаемых в Дагестане.
Добычу серы в Андийском округе французы прекратили примерно за год до рождения Паранг Магомеда, таким образом, версия происхождения второго имени Магомеда – Паранг находит свое подтверждение.
Про жизнь этого удивительного человека был снят документальный фильм. По одной из версии автором этого фильма является поэт Роберт Рождественский.
В 1974 году в газете «Известия» из-под пера спецкора Али Казиханова вышла статья «Легенда о Паранге».
Автор в ней рассказывает о том, что свой первый мост Паранг построил, когда ему было лет 15-16.
Мы приводим некоторые выдержки из его статьи. «Восемьдесят девять метров - длина моста через Андийское Койсу. Мост, чуть прогнувшись, висит над бешено мчащейся водой, сквозь щели досок виднеется беснующаяся река. Тросы, как гигантские змеи, обмотали каменные глыбы опор. Этот мост – «исторический». По нему в Тинди проехал первый автомобиль. Вот как это было. Подъехав к мосту, шофер Магомед Гаджимурадов увидел Паранга.
- Проскочу или нет? - спросил шофер. - Спор тут, понимаешь ли… -
- Езжай, - махнул рукой старик.
На бешеной скорости машина рванула по мосту... Потом на том берегу вспотевший водитель от радости танцевал лезгинку. Первый автомобиль в ауле Тинди встретили как чудо. Водителю подарили молочного барана. А Паранг... Он был счастлив своим трудом…
Жители района только и знают его как Паранга. Когда-то в горах дороги делали только французы. Их называли «франками». Но в аварском языке нет звука «ф», поэтому и получается «паранг». И Магомеда Абдурахманова приравняли к этим самым лучшим (так казалось тогда горцам) в мире строителям. Говорят, Паранг во многом похож на отца: строителя, бессеребреника, «чудака».
Отец его, Абдурахман, брал сына с собой поработать в саду, который он возвел и который раскинулся на десяти гектарах. Молча работали. Приходили люди, угощались фруктами, спрашивали, чей это сад. Абдурахман отвечал: «Джамаата». Ни один житель долины реки Килы не мог, проходя мимо дома Абдурахмана, не попробовать его мёда. Уходя, они сначала пробовали платить за него, но Абдурахман не брал: «Деньги мне не нужны. А мед пчелы еще принесут». Сейчас Паранг продолжает начатое отцом дело. По всей долине реки Килы разбросаны сады, посаженные и выращенные Парангом. Подсчитали, что только в одном его саду около 2000 деревьев, столько же посажено им и вдоль Килы и у своей сакли.
Вся жизнь в трудах и заботах. Спроси у Паранга, зачем ему все эти хлопоты, подчас и мучительные, - не ответит. Может, привык он к работе? Может, выполняет волю отца - приносить людям добро? А может, память и долг перед погибшими на полях Великой Отечественной войны молодыми односельчанами заставляют его грудиться не покладая рук?
Слава о Паранге идет по всему Дагестану. Находятся и такие, что недоверчиво восклицают: «Как, работать всю жизнь, не получая материальной выгоды! Может ли быть?»
Выгода есть у Паранга - молчаливая благодарность горцев. В этом понимает он смысл жизни».
Единственным видом заработка Магомеда был виноградный сад и пасека. Не за материальными благами мира гнался этот уникальный человек, а своими добрыми деяниями на родной земли готовил себя к переходу в мир иной без грехов, которые мешали бы войти в обитель рая, куда мы и стремимся, живя на земле.