Администрация МР Цумадинский район - Выступление Главы Администрации МР « Цумадинский район» Абдуразакова М.М. на 19 Международной научно-практической конференции

368900, с. Агвали
Республика Дагестан, Цумадинский район

+7 (887) 55-11-70
tsumadarayon@e-dag.ru

16/11/2017

Выступление Главы Администрации МР « Цумадинский район» Абдуразакова М.М. на 19 Международной научно-практической конференции

Выступление Главы Администрации МР « Цумадинский район» Абдуразакова М.М. на 19 Международной научно-практической конференции «Стратегия противодействия вызовам преступности в России на современном этапе» в г.Нальчике 22.05.2015г.

На тему: «Роль местного самоуправления в профилактике экстремизма и терроризма»

     Уважаемый президиум и коллеги!                

Мы знаем, что в Конституционном праве России, терроризм определяется как идеология насилия, запугивания, устрашения и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления.Экстремизм – приверженность к крайним взглядам, мерам и представляет исключительно большую опасность, способную расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество.

В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Сегодня принципиально важно, чтобы борьба с этим злом велась не в рамках периодических кампаний, а на постоянной основе, в том числе на муниципальном уровне.

Мы должны понимать и признать, что от экстремизма к терроризму один шаг.   Терроризм является крайней формой экстремизма.

На это обращает внимание и Президент России Владимир Владимирович Путин, по его словам, экстремизм и терроризм превратился в одну из наиболее острых угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" органы местного самоуправления, наряду с органами власти, в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – эта деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

В соответствии с п. 6.1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные районы обязаны принимать участие в профилактике терроризма и экстремизма. Аналогичная норма закреплена в п. 7.1 ст. 13 Закона Республики Дагестан «О местном самоуправлении в Республике Дагестан».

Как мы видим, местному самоуправлению, как основному субъекту противодействия экстремистской деятельности, законодательством отводят особую и очень важную роль.

Требования указанных законов по профилактике терроризма и экстремизма отражены во всех уставах муниципальных образований.

Наблюдение за состоянием и развитием религиозной ситуации в муниципалитетах Республики Дагестан, показывает тенденцию возрастания роли религии в общественной жизни, её влияния на нравственный, духовный и социальный уровень общества, рост числа верующих и религиозных объединений и тенденцию к омоложению членов религиозных объединений.  Некоторые из них, приобщаясь к религии, стали возвращаться к средневековью. Большую опасность будут представлять возвращение северокавказцев, которые воюют на стороне сирийской оппозиции и других «горячих» точках за пределы нашей страны.

Как я говорил ранее, приоритетными в профилактике экстремизма и терроризма являются предупредительные меры. Эту работу можно успешно проводить только совместными усилиями глав администраций, правоохранительных органов, при содействии трудовых коллективов, общественности, а также джамаата населенных пунктов. Поэтому задачи всех государственных структур, органов местного самоуправления, как самой приближенной власти к населению, общественных объединений, религиозных организаций, всех слоев населения вместе сообща бороться с этим злом. Главное работать на опережение, чтобы потом не бороться с последствиями. Во многом это зависит от профессионализма и умения   работников органов местного самоуправления,   как они оперативно реагируют на экстремистские проявления, умело используют предупредительные, предохранительные и профилактические меры, действующие правовые нормы, потенциал традиционного ислама, а также арсенал различных апробированных форм и способов противодействия этой разрушительной идеологии.

Анализ деятельности местного самоуправления по этой работе показывает, что она в основном ведется по следующим направлениям:

-созданы антитеррористические комиссии, возглавляют их руководители МО. Работа проводится на плановой основе и с учетом оперативной обстановки.

-практикуется проведение выездных совещаний АТК в неблагополучные населенные пункты с приглашением, по возможности, близких родственников участников НВФ, приверженцев радикальных взглядов и лиц, состоящих на учете правоохранительных органах, что дает хорошие результаты.

-разработаны и утверждены представительными органами программы: по взаимодействию с религиозными организациями; информационному противодействию идеологии экстремизма и терроризма; реализации молодежной политики; обеспечению общественного порядка и противодействия преступности; противодействию коррупции и т.д.

-составляются паспорта антитеррористической безопасности объектов образования, здравоохранения и культуры района.

- принимаются меры по антитеррористической защищенности объектов жизнеобеспечения и массового пребывания людей, многие из них оснащены камерами видеонаблюдения.

-проводятся семинары-совещания с главами АСП по вопросам профилактики экстремизма и терроризма с приглашением руководителей правоохранительных органов.

- проводится работа среди населения района по формированию гражданской позиции, ответственности, оказанию активной помощи правоохранительным органам в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности жителей района.

-в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов от возможных террористических актов, а также патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения, в бюджет МО закладываются денежные средства.

-в целях патриотического и нравственного воспитания молодежи проводятся торжественные собрания, «круглые столы», посвященные знаменательным датам.

- проводится работа по явке с повинной отдельных участников бандформирований, не причастных к совершению преступлений.

-создаются ДНД.

-проводятся месячники по профилактике терроризма и экстремизма.

-уделяется большое внимание воспитанию детей, подростков и молодежи, особенно с наиболее подверженными влиянию идеологии экстремизма, терроризма с такими как низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием общественно значимых интересов.

-проводится информационно-разъяснительная работа среди населения с использованием средств массовой информации.

-больше используют возможности лидеров традиционного ислама в профилактике экстремизма.

- во всех муниципальных образованиях созданы комиссии по примирению и согласию

-строятся дороги и другие социальные объекты.

Руководитель республики Дагестан Рамазан Гаджимурадович 28 января 2015 г. на заседании Антитеррористической комиссии в РД особо выделил направление работы по обеспечению общественной безопасности и подчеркнул, что правоохранительными органами Дагестана и органами местного самоуправления проведен большой комплекс адресных профилактических мероприятий в отношении экстремистов и террористов.

В 2014 году с участием органов государственной власти и местного самоуправления подготовлено 3000 телепередач, сюжетов, информационных программ. В СМИ и сети Интернет размещены 35 видеороликов, более 20 тысяч материалов и свыше 8 тысяч информационных сообщений по вопросам профилактики терроризма.

Глава Республики уделяет очень большое внимание муниципальным районам, постоянно контролируется работа по профилактике экстремизма, терроризма и требует отчет о проделанной работе. Для проведения указанных и других работ по рекомендации руководства РД муниципальным районам введены дополнительно 112 штатных единиц.

В результате принятых указанных и иных мер, особенно правоохранительными органами, впервые за долгий период дагестанцы прожили 2014 год без терактов.

В 2014 году жертвами вооруженного конфликта в Дагестане стали не менее 293 человек, из них 208 человек погибли и 85 получили ранения. По сравнению с 2013 годом общее число жертв – а тогда их было 641 - снизилось на 54,3%.

На мой взгляд, очень своевременное значение имеет проводимые реформы по формированию органов местного самоуправления, выборы глав муниципальных образований и это повысит, в первую очередь, управляемость и спрос с муниципалитетов.

Вместе с тем, оперативная обстановка на территориях местного самоуправления Республики Дагестан сегодня достаточно сложная, остается угроза совершения террористических актов, продолжается деятельность незаконных вооруженных формирований, сохраняется угроза посягательства на жизнь и здоровье сотрудников правоохранительных органов, жителей населенных пунктов, общественных и религиозных деятелей.

Наряду с экстремистами появляются радикально и фундаментально настроенные люди. Причина, в первую очередь в них самих, они, как правило, без соответствующего образования, специальности, квалификации, умений и навыков. К великому сожалению, имеют место: коррупцию, безработице, клановости, мздоимству, лихоимству, стратификацию (разделение, расчленение общества на богатых и бедных), отсутствие у людей равных возможностей при равных условиях и т. д.

Сохраняется недовольство жителей населенных пунктов деятельностью властей, как неспособных защитить интересы граждан, обеспечить их безопасность. Люди бояться за свою жизнь и жизнь близких, за имущественную безопасность и поэтому открыто, публично не высказывают свое мнение, негативного отношения к «лесным», экстремистам и террористам.

В муниципалитетах понимают, что значительную роль в системе факторов формирования террористических угроз для России играет стремление ряда западных и ближневосточных государств к ослаблению Российской Федерации, как великой державы и эта, и финансирование из-за рубежа является основной причиной длительного существования террористической угрозы на территории Северного Кавказа.

Надо понимать, что органы местного самоуправления не обладают большими возможностями, ресурсами для проведения адресных профилактических целенаправленных мероприятий с экстремистами, тем более вести борьбу с террористами, как говориться, против идеологии должна бить идеология, против силы должна бить сила. У муниципалитетов нет оружия, они никем не защищены, нет муниципальной полиции и нет достаточных экономических рычагов. Даже такая востребованная для населения деятельность, куда обращаются большинство жители населенных пунктов, социальная защита, социальное обслуживание, служба занятости, здравоохранение, дорожное обслуживание, электроснабжение, газоснабжение и другие полномочия находится в руках федеральных и региональных властей. Почти все муниципальные образования, особенно горной части Дагестана, являются высоко дотационными.

Кроме того, в научном плане механизм противодействия религиозно-политическому экстремизму на муниципальном уровне недостаточно изучен.

Владимир Владимирович Путин в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию сказал, что мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни. Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, не сбалансированы.

Заканчивая выступление, мне представляется необходимо всем всецело без негативных стереотипов и надуманных упреков воспринять народы Северного Кавказа, ведь мы больше всего страдали, страдаем и, к сожалению, будем еще страдать от экстремизма и терроризма. И по приказу Главнокомандующего мы – народы Северного Кавказа - готовы защищать интересы нашей Великой Родины России в любой точке земного шара.

Спасибо за внимание.            

Глава Администрации МР «Цумадинский район», старший преподаватель юридического факультета ДГУ, полковник полиции, Заслуженный работник правоохранительных органов, Почетный сотрудник МВД России, Отличник милиции и погранслужбы.

                                                                                                                         М.М.Абдуразаков